Каналы коммуникации

Каналы коммуникации соответствуют органам чувств. У каждого человека преобладает один или несколько из этих «средств связи». Во время предварительной беседы мы услышим, как пациент-визуал охотнее будет говорить: «Я вижу...», аудиал: «Я вас прекрасно слышу...», а третий скажет: «Я чувствую, что это правильно...» Данные понятия, впервые предложенные Альфредом Бинэ, очень интересовали Эриксона и были подхвачены и разработаны его комментаторами, в частности, Бэндлером и Гриндером (1975).

Для того чтобы облегчить установление контакта с пациентом, полезно использовать предпочитаемый им канал коммуникации. Во время гипноза, когда контакт уже установлен, найти нужное воспоминание проще, если ощущения одновременно вызываются в разных модальностях. В этом случае сопровождение в воспоминании способствует обогащению опыта пациента благодаря тому, что задействуются все органы чувств. Как отмечает Араоз (1982), мобилизация в воображении всех каналов коммуникации сама по себе является гипнотической индукцией.